Форум » Тексты Учителей » Глоссарий к Записи Йоги » Ответить

Глоссарий к Записи Йоги

amII: .самджняна (санджняна, санджня) - чувство-знание; “сущностное чувство” (см. индрия), которое “может действовать само по себе без телесных органов”, и это “первоначальная способность сознания чувствовать в себе всё, что сформировалось в сознании, и чувствовать это во всех сущностных свойствах и действиях того, что имеет форму, материально представленную вибрацией звука или образами света или любым другим физическим символом”.

Ответов - 10

amII: .манаса кету - манасическое восприятие, "телепатический ум".

amII: .апас - воды; (в Ведической символике) “воды бытия”, представляющие существование в его многообразном движении на различных планах.

amII: .чандра1 - луна; лунная сфера, как символ ума, особенно интуитивного ума, который отражает свет виджняны, символизируемой сурьей1, солнцем; также символ ананды, иногда идентифицируемой с сомой1. .Чандра2 - бог луны; божество ума. .чандра - лунный, относящийся к Луне; мягкий, холодный; относящийся к интуитивному уму. .чандралока - мир луны (чандры1, символ ума, отражающего свет сурьи1, солнца Истины); высший из двух планов свара, соответствующий буддхи (интеллекту). .чандрамандала - сфера луны (чандры1), символизирующая интуитивный ум. .чандрамайя - полный света чандры1; имеющий природу интуитивного ума. .чандра теджас - лунный (т. е. отражённый, не прямой) свет и энергия. .Чандра Вамша (Ч. Вша) - лунная династия (линия древних индийских королей, традиционно считавшихся потомками Чандры2, лунного бога).


amII: .svar (swar) свар - «освещённый мир», мир освещённого интеллекта, бог которого - Индра; он содержит планы на вершине ментального сознания; ментальный мир (манолока), высший план трилоки; низший его принцип - манас, чувственный ум, и высший принцип - буддхи, интеллект, проявляются в двух сферах - сварге и чандралоке соответственно. .свараджья - самоправление, субъективная империя; «Полный контроль субъективным сознанием всех состояний и действий, относящихся к своей собственной области». .сварат - самоправитель; мастер всех своих внутренних состояний и действий. .сварга - небеса; нижний из двух планов свара, соответствующий манасу, чувственному уму; любой из уровней этого плана. .сваргабхуми - небесный мир; уровень сварги. .сварлока - мир (лока) ума; то же, что и свар. .свар-тапас - сила, которая принадлежит ментальному плану; проявляясь через эту среду, Воля «чаще фиксируется на общих, чем на конкретных эффектах».

amII: вибхути - проявление божественной силы; исключительный человек, который воплощает “некоторую силу Божественного и допущен ею действовать в мире с великим могуществом”. анша - часть; андха вишваса - слепая вера. сваха - самоэнергия; свадха - самонеподвижность, «спонтанное самоорганизующееся действие Природы». чанда - горячий, интенсивный (свойство Кали) ванис - голоса; видван Дэва - всезнающая Божественность; Сарвасундара - Всепрекраснейший (эпитет Кришны). вашита - концентрация воли на человеке или объекте, чтобы управлять им; уграта - стремительность, натиск, страстность; асу - дыхание жизни, энергия, сила. буддхи - интеллект. аннамайя - физический; пранакоша - праническая оболочка (витальное тело). пранад еджад - то, что дышит и движется. саундарья - красота. алпам - малость; махат - огромность; амбуландо - при ходьбе; виджняна - раннее название Надразума и временами Сверхразума; санскара - впечатление, умственная формация, обычная реакция, сформированая прошлым. Панчабхута - пять бхут или «элементов, как они представлены, но, скорее, элементарных или сущностных состояний материального бытия, которые имеют конкретные названия - земля [притхиви], вода [джала], огонь [теджас или агни], воздух [вайю] и эфир [акаша]». Пани - класс Ведических демонов, вождь которых Вала; "торговцы в чувственной жизни, похитители и укрыватели высшего Света и его озарений”. Т2 - объединённые тапас и трикалдришти; сукшма - тонкое тело; шраддха - вера; Арогья - здоровье. Сурья - солнце; чандра - луна; логистический гносис - одна из его низших форм. хасьям - смех; темперамент - так Шри Ауробиндо некоторое время называл витальную часть адхары. ашраддха - неверие; идеальность - планы над интуитивным умом, часто обозначают надразум, иногда гносис; асамата - неровность; липи - письмо на акаше, способность виджняны везде видеть написанный текст; трикалдришти - видение трёх времён, синтезируемое из окружающих телепатий или непосредственное; система - обозначает адхару вкупе с высшими планами. висмрити - забывание (про Ананду) при поглощённости ума мыслью или работой.

amII: сатьям ритам брихат - "сознание сущностной истины бытия (сатьям), упорядоченной истины активного бытия (ритам) и обширного самоосознания (брихат), при которых только и возможно это сознание”; эти три термина выражают природу виджняны.

amII: чит - сознание; бесконечное самоосознание, которое является «элементарным источником и первичной полнотой всего этого разнообразного сознания, которое используется здесь для различного формирования и опыта», второй термин саччидананды; «врождённое самосознание» в брахмане, «неотделимое от его бытия [сат] и выброса себя, как силы [тапас] движения сознания, творящего в силах, формах и мирах»; «универсальное сознательное вещество существования», «изначальное Сознание», которое «модифицирует себя так, чтобы стать на плане Истины сверхразумом, на ментальном плане - ментальным разумом, волей, эмоциями, ощущениями, на низших планах - витальными или физическими инстинктами, импульсами, привычками тёмной силы, не обладающей поверхностным сознанием».

amII: юддха — борьба, битва; имя сварги. юддхалипсА - стремление к битве, элемент Махакалибхавы или Чандибхавы. юддхАнанда - восторг в борьбе и битве. юга - эпоха, период; любой из четырёх периодов чатурьюги.

amII: .абхаса - внешность/наружность/видимость/появление; (на бенгальском) проблеск, подсказка. .абхава - вход в существо извне. .абхайя (абхайя; абхайям) - бесстрашие; пассивное мужество, «свобода от страха, которая со смелым спокойствием встречает и принимает все угрозы и потрясения от судьбы», атрибут кшатрия. .абхайям - см. абхайя. .абхайям, сАхаса, атмаслагха, яшолипсА - бесстрашие, смелость, уверенность в себе, стремление к победе (атрибуты кшатрия). .абхайям, сАхасам, яшолипсА, атмаслагха, ити кшатратеджах) - бесстрашие, смелость, стремление к победе, уверенность в себе: они выражают энергию темперамента кшатрия. абхимана - гордость; эгоизм. .абхишасти - спокойное выражение. .абхисти - вторжение. .абхьяса - повторение; упражнение; дисциплина; практика. .Аччанна - покрытый, скрытый.

amII: .бали1 - подношение, приношение. .Бали2 - дайтья или Титан, покорённый Вишну в его пятой аватаре, на первой стадии полностью человеческой эволюции, когда он воплотился в «человека с видом карлика, маленького, неразвитого и [просто] физического, но содержащего в себе божество и овладевшего существованием»; Бали в Записи Йоги ассоциируется с упорством воли (хатха), как качеством, необходимым для полного психологического состояния.



полная версия страницы