Форум » Тексты Учителей » Шри Ауробиндо "Эволюционная шкала" 1914 год часть 1 перевод » Ответить

Шри Ауробиндо "Эволюционная шкала" 1914 год часть 1 перевод

amII: Мы увидим, как мысль или Бог вырабатывают себя в жизни. Материальный мир сначала формируется с Солнцем как центром, само Солнце - это лишь вторичная звезда великого Агни, Махавишну, в которой центрируется Бху. Махавишну - это Вират Пуруша, который, как Агни, изливает себя в формы солнца и звезды. Он - Агни Твашта, Вишвакарман, он также Праджапати и Матаришван. Это три первичных Пуруши земной жизни - Агни Твашта, Праджапати и Матаришван, все они - души-тела [soul-bodies] Махавишну. Агни Твашта вытаскивает Солнце из Апаса, или вод, или бытия, Праджапати, как Сурья Савитри, входит в Солнце и овладевает им. Он размножается в Сурис, или Солнечных Богах, которые являются душами пламени Сурьи, Пурушами женских солнечных энергий. Затем он создаёт из этого солнечного тела Вишну планеты, каждая из которых последовательно становится Бхуми или местом проявления для Ману, ментального существа, которое есть узел проявленной жизни-существования и связь между жизнью и духом. Нынешняя земля, в свою очередь, предстаёт как сцена жизни, а Марс - её последний театр.

Ответов - 2

amII: В Бхуми Агни Твашта - вновь первый принцип, Матаришван - второй, наконец, появляется Праджапати в форме четырёх Манусов, чатваро манавах. Сначала не в физическом мире, а в ментальном, который стоит за земной жизнью; поскольку земля имеет семь планов бытия - материальный, сцены и события которого обычно видны лишь материальным чувствам, витальный, из которого строится человеческая пранакоша, и к которому она отзывчива, ментальный, к которому привязана его манахкоша, идеальный, управляющий его виджнянакошей, план блаженства, который поддерживает его анандакошу, динамический и сущностный, для которых он ещё не развил соответствующие коши, а лишь бесформенные сияния конкретного существа. Все боги вбрасывают свои линга-рупы в эти миры земли и через них творят свои дела: так как эти линги повторяют здесь в надлежащих условиях жизни на земле сознательные движения богов в их высших существованиях в мирах выше Бху. Манус, проявленный в Манолоке Бху, оказывает давление на землю для проявления жизни и разума. Праджапати в ипостаси Рудры затем начинает формировать жизнь на земле, сначала в растительных, затем в животных формах. Человек уже существует, но как бог или полубог в Бхуварлоке Бху - а не как человек на земле. Там он Дева, Асура, Ракшаса, Праматха, Пишача, Пашу, или, как Дева, он либо Гандхарва, Якша, Видьядхара, либо любой из Кармадевов. Ибо человек - сын Ману и предназначен на его место в Диве и Прадиве, на Небесах и в Сваргабхумис. Оттуда он спускается на землю и туда он возвращается с земли. Всё это будет позже объяснено. Когда человеческое тело будет готово, он спускается на землю и занимает его. Он не является уроженцем земли и не эволюционирует из животного. Его проявление в животной форме - это всегда частичная инкарнация, как будет видно ниже. Собственно животное является более низким типом. Некоторые дэвы манасического плана в Бхуварлоке спускаются в высший тип животных. Они не настоящие ментальные существа, а лишь полументально-витальные существа. Они живут в стаях, племенах и т.д. с общинным существованием. Это индивидуальные души, но индивидуальность [в них] менее сильна, чем тип души. Если бы они не были индивидуальными, они не могли бы воплощаться в индивидуальных формах. Тело - это лишь физический тип души. Душа, если бы она была лишь общинной душой, проявлялась бы в некотором сложном теле, в котором конгломерация разных частей была бы единственным единством; скажем, в жизни наподобие жизни человеческого мозга. Животное развивает жизнь племени, жизнь стаи или клана, семейную жизнь. Оно развивает читту, манас, зачатки разума. Человек появляется лишь потом. Как он появляется? Праджапати проявляется как воплощение Вишну Упендры в животном или Пашу, в котором уже проявились четыре Мануса, и первое человеческое существо, которое появляется в этой Кальпе - это Ванара, [но] не животное Обезьяна, а человек с природой Обезьяны. Его Сатья-Юга - это первозданный Рай, поскольку человек начинается с Сатья-Юги, начинается с совершенного типа, а не с элементарного. Животное формирует совершенный тип для человеческого Пашу, и лишь затем Манупутра или Ману, человек, истинная ментальная душа, входит в существование на земле с полным пламенем совершенной животно-человеческой ментальности в животной форме. Это начало человека. Он поднимается при нисхождении всё более высших типов, или Ману, из Бхуварлоки, вначале он - Пашу, затем Пишача, затем Праматха, затем Ракшаса, затем Асура, затем Дева, затем Сиддха. Так он поднимается по лестнице своего собственного существа к Сат Пуруше.

amII: Ману, первый Праджапати - это часть Самого Махавишну, спустившегося в ментальный план, чтобы управлять судьбами человеческой расы. Он отличается от четырёх Манусов, которые больше, чем Праджапати: они являются четырьмя Типичными Душами, из которых рождаются все человеческие Пуруши; они являются Манусами лишь для целей человечества и сами по себе находятся за пределами этой проявленной вселенной и живут вечно в существе Пара Пуруш. Это не истинные Маномайя Пуруши. Но Ману Праджапати - это истинный Маномайя Пуруша. Он ментальным образованием порождает его женские человеческие Энергии в ментальных и витальных планах над землей, откуда они спускаются в материальное или, скорее, в земное тело. На земле Ману воплощается четырнадцать раз в каждой Кальпе, и каждое из этих четырнадцати воплощений называется Ману. Эти четырнадцать Манусов управляют человеческими судьбами во время ста чатуръюг Пратикальпы, каждый в свою очередь берёт на себя ответственность за конкретную стадию человеческого прогресса. Пока продолжается эта стадия, он направляет её как из ментального мира, так и путём повторных воплощений на земле. Когда Ману Праджапати хочет воплотиться в новой форме, он принимает ментальное тело, подготовленное для него эволюцией рождений человеком вибхути, Суратхой или другими, и овладевает им в начале своей манвантары. Каждая Манвантара состоит из различного числа чатуръюг, соответствующих важности и сложности стадии, с которой она связана. По крайней мере один раз в каждой Чатуръюге Ману Манвантары воплощается как человек на земле, но это никогда не происходит в Кали-юге. Седьмой и восьмой Манусы являются самыми важными в каждой Пратикальпе и имеют самое длительное правление, поскольку в их Манвантарах происходит, наконец, критическое изменение из того типа, который был завершён в предыдущей Пратикальпе, в тип, который должен быть усовершенствован в наступившей Кальпе. Для каждой из десяти Пратикальп это свой тип. Человек в десяти Пратикальпах прогрессирует через десять типов, которые были установлены для его эволюции в Кальпе. В этой Кальпе типы, дасагу, являются десятью формами сознания, называемыми Пашу, Ванарой, Пишачей, Праматхой, Ракшасой, Асурой, Девой, Садхьядевой, Сиддхадевой и Сатьядевой. Последние три известны под другими именами, которые в настоящее время не нужно писать. Пашу - это ум, сконцентрированный полностью на аннаме, ум Ванары сконцентрирован на пране, ум Пишачи сконцентрирован на чувствах и сознательной части читты, ум Праматхи сконцентрирован на сердце и эмоциональной и эстетической части читты, Ракшаса - это ум, сконцентрированный на собственно мыслящем манасе и поднимающий всё остальное в манас; Асура - это ум, сконцентрированный на буддхи, но в Асура-Ракшасе делающий его слугой манаса и читты; Дева - это ум, сконцентрированный на виджняне, превосходящий себя, но в Асура-Деве или Девасуре он делает виджняну слугой буддхи. Остальные поднимают ум последовательно к Ананде, Тапасу и Сату и, соответственно, являются высшим Ракшасой, высшим Асурой, высшим Девой. Мы имеем здесь полную шкалу, в соответствии с которой Разум поднимается по своей собственной лестнице от Материи к чистому Бытию, развиваемому Человеком в различных типах, на которое каждый из десяти принципов способен в свою очередь. Принять радость этих различных типов в их многоплановой игре - это цель Верховного Пуруши в человеческой Лиле.



полная версия страницы