Форум » Опыт интегральной йоги » "Пилигримаж тела". Дневники Шри Ауробиндо. » Ответить

"Пилигримаж тела". Дневники Шри Ауробиндо.

amII: Глоссарий. Трикала – “три времени”: прошедшее, настоящее, будущее, видимые как неделимое движение или синхронная бесконечность. Вак – слово, речь. “Вак мысли” или “артикулированная мысль” отличается от обычной речи или “маловыразительного Вак”; в связи с сахитьей Шри Ауробиндо различает пять основных степеней её выразительной силы: адекватная, эффективная, просвещающая, вдохновенная, неизбежная (неотвратимая). карана-индрийя – причинное чувство; чувство, оперирующее с каузального плана. пракамья-вьяпти – совместно работающие две сиддхи "знания", пракамья и вьяпти, которые “составляют то, что европейцы называют телепатией”. прерана – импульс, вдохновение; прямое указание на то, что необходимо думать, чувствовать или делать; как часть литературной кармы, это вдохновение, полученное непосредственно (в тишине) скорее в молчании, нежели через услышанное сообщение или липи. рупа – формы, часто символические или предсказуемые образы, наблюдаемые в тонком видении (дришти), в самадхи или пробуждающемся состоянии; так же способность такого наблюдения, рассматривается в Дневнике как способ познания значительной важности. Недостаточное внимание оборачивается платой такими деталями, как точный состав рупы, состоящий из разных видов эфирного материала. Этот материал анализируется в соответствии с тремя уровнями “полноты”: “сырой (первичное состояние), “плотный” или гхана (“материал, развившийся в консистентную субстанцию”), и “развитой” (“когда субстанция развилась в феномен жизнеподобной реальности”). Рупа может спонтанно проявиться в акаше или на сгущенном и поддерживающем фоне (способном нести, держать). уттхапана – состояние неподверженности давлению физических сил, элемент Шарирачатуштайя; термин заключает в себе это свойство, но превосходит феномен левитации. Элементарная или первичная уттхапана, для совершенствования которой Шри Ауробиндо прибегал к долгим периодам ходьбы по комнате взад-вперёд без отдыха, включает в себя “освобождение от истощения, усталости, напряжения и всех их последствий”. гарима – одна из трёх физических сиддхи: сила и способность по желанию увеличивать вес. шарираятра – "пилгримаж тела", т.е. физическая жизнь на земле. Махавира – “великий герой”, имя Шрикришны как одного из чатурвьюхи; он содержит всех других и выдвигает их из своего существа. Его проявление – это власть (господство), а его неотъемлемый признак могущество и мудрость; он – брахман, которому служит кшатрий, имеющий божественное знание и использует его власть под руководством этого Знания. Он правит в Сатья Юга. Он идентифицируется с Шивой и его Шакти, – это Махешвари. Баларама – один из чатурвьюхи; он тот, кто есть сила Господа, проявлением которой является Сила с присущими ей мощью и яростью. Он есть Кшатрийя и правит в Трета Юге. Он идентифицируется с Рудрой и его Шакти является Махакали. Прадьюмна – третья сила чатурвьюхи; он – это тот аспект Божественного, проявлением которого является любовь, признаки которой – сладость и наслаждение. Он соответствует вайшье и управляет в Двапара Югу. Он идентифицируется с Вишну и его Шакти – это Махалакшми. Анируддха – один из элементов чатурвьюхи; это сила Божественного, которая проявляется в желании, и признаки которой – телесная радость и мирское благоразумие. Он является шудрой и правит в Кали Югу. Его Шакти является Махасарасвати, его метод – это “метод терпеливого, интеллектуального исследователя и терпеливого, трудолюбивого изобретателя, который приобретает знания дюйм за дюймом, шаг за шагом”.

Ответов - 16, стр: 1 2 All

amII: Ашта Сиддхи Имеются две сиддхи знания, три власти и три бытия. Все сиддхи уже есть в природе. Они есть и в вас. Только по причине привычной ограниченности вы делаете их использование механическим и ограниченным. Сломав эти ограниченности, вы станете сознательным и научитесь правильно использовать его (сознание). Три сиддхи бытия есть сиддхи Сат или чистого существования. В материи Сат использует эти сиддхи в соответствии с определёнными законами, но в самом себе оно вольно использовать их по своему выбору. Если вы достигнете частично и всецело этой свободы, следовательно, вы будете иметь эти три сиддхи. Их называют: Махима, включающую Гариму; вторая – Лагхима и третья – Анима.

amII: Пишу то из "Дневников..." и "Сапта Чатуштайя", что меня пробивает.

amII: Уттхапана – состояние отсутствия (несуществования) повода для воздействия физических сил. Также имеются три стадии: 1. Когда присутствует великая сила, лёгкость и тело полно витальной энергии; это указывает, что тело полно Прана Шакти. 2. Когда отсутствует физическая усталость, нет истощения умственного или нервного центров. 3. Когда на вас не распространяется закон тяготения или другие физические законы.


amII: Изменилась походка. После "Дневников" чувство такое, что нашёл Дом.

amII: На самом деле может быть такое состояние, что выходишь из "физического" мира, идя по улице. Только нужна очень большая Сила.

amII: Самадхи – это средство расширения пределов нашего сознания. Мы в состоянии вступить во внутреннюю пробуждённость на стадии свапна и достичь планов существования, которые сейчас являются для нас стадией сушупта, привнести их на уровень стадии свапна и даже со временем на уровень пробуждённого (внешнего) сознания.

amII: Законы Будущей Йоги – Шуддхата 1. Анарамбха. Не должно предприниматься никаких усилий, никакой борьбы для преодоления трудностей, но нужно позволить действию работать и проходить беспрепятственно, без посторонней помощи. ([кармани акарма]). 2. Нирапекша. Ничто не должно рассматриваться как собственность ([апариграхах]) или как вещь, которая даётся или отбирается, но как вещь посланная и изъятая исключительно для ананды. Не должно предприниматься никакой попытки получить что-либо или удержать вещь; ни один предмет не должен браться во внимание. Виджняна должна уяснить, почему происходит или подготавливается нечто особенное, что это, когда и как оно будет развиваться, но никоим образом не позволять этому знанию влиять на сердце или действие. 3. Сауча. Не должно быть никакого желания, никакой жалобы, никаких отторжений ([ядрчалабхасантошах]), никаких идей двандвы ([папапуньяманапаманаприяприявиварджанам]). 4. Саттвастхити. Должен быть ясный инстинктивный ум правды обо всём, благодаря вишуддхе и пракаше – свобода от ментального и назидательного тамаса, но никакой попытки понять или отбросить тамас с помощью ментальной деятельности. Фундаментальное Знание Шраддха. 1. Ничто не может случиться, кроме мангалам. 2. Непреложно, Йога не может быть невыполненной. 3. Каждый элемент Йоги подготовлен Шрикришной. 4. Все субъективные переживания – истинны, только они должны быть правильно осознаны. 5. Все объективные опыты необходимы для лилы. Джнянам Правила Знания 1. Вся мысль – это сатьям, анритам – всего лишь неправильное смещение по времени, месту и обстоятельству. Мы должны найти суть ошибки и её источник. Существующий порядок обнаружения мешает осуществлению анритам до тех пор, пока она не прекратит действовать. 2. Всё знание возможно; нет такого могущества, которое было бы невозможным. Это суть абхьясы и пракаши – поскольку здесь шуддхи и шраддха. 3. Шраддха – могущество джнянам, кармы и ананды.

amII: Если процитировать фразу, например: Всё знание возможно; нет такого могущества, которое было бы невозможным. взяв её из Целого, то она приобретает оттенок (чувства или мысли), которого нет в Источнике.

amII: Возможно, эта фраза при цитировании теряет Дом.

amII:

amII: Глоссарий к Дневнику абхимана – гордость, самопочитание, эгоизм. абхьяса – практика, повторение. авеша – прилив вдохновения, духовной силы и т.д. ависришти – отсутствие висришти. адеша – приказ; в основном, божественный приказ, – полученный Шри Ауробиндо в тюрьме Алипора для выполнения определённой миссии в жизни: духовного подъёма его страны и восстановления Санатана дхармы. Эта миссия имеет четыре аспекта: литературный, религиозный, политический и социальный. адешавани – голос божественного приказа. адешасиддхи – исполнение Адеша миротворческой деятельностью Шри Ауробиндо. адхарадришти – “видение как средство, инструмент” дришти, видение, скорее, на заднем плане, чем в акаше. адхогати – тенденция опускаться вниз в противоположность силам уттхапаны в теле. айшварьям – одна из трёх сиддхи силы; (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи”). айшварья – одна из трёх "сиддхи силы": эффективность воли, действующей как приказ без какой-либо специальной концентрации, как в вашите. айшварьяпрайога – применение айшварьи. акальяна – несчастье, зло, неприятность. акаша – эфир,самое тонкое из пяти элементарных состояний материи; этим словом могут также обозначаться нематериальные эфиры. Роль элемента акаши в совершенствовании телесной системы рассматривается в арогье. Рупа и Липи, появляющиеся в акаше, – который в этом контексте означает более тонкий эфир, проявляющийся через физическую атмосферу, – отличаются от типов читры и стхапатьи, которые появляются на заднем плане; однако рупа и липи образуются из “материала акаши”, имеющего семь видов: пракаша, агни, варна, джьёти, теджас, дхума, чайя. акашалипи – липи, проявляющееся в акаше, “эфирное письмо”. аласьям – лень. амангалам – неблагоприятный, враждебный. амавасья – день новолуния. амрита – нектар: сладкая субстанция, ощущаемая йогами в слюне. амритам – бессмертие. ананда – блаженство, духовное наслаждение, экстаз; в техническом смысле, ананда отличается в Дневнике от расаграханы и бхоги как наивысшая форма бхукти (см. С.Ч. VII; см. также термины сама раса, сама бхога и сама ананда в описании позитивной саматы в С.Ч. I). Семь градаций ананды перечислены в порядке соответствия семи планам существования (С.Ч. VII); шесть последних из них, от премананды до садананды называются “субъективными”, а первая камананда, это “объективная” или физическая ананда. Как составляющая шарирачатуштайи (С.Ч. IV), ананда означает физическую ананду, которая имеет пять разновидностей (см.камананда). анандабуддха (вани) – блаженство-сообщение от духа Буддха или ментального плана. анандадхаранашакти – сила поддержания ананды. анандалока – мир блаженства. В Дневнике, Шри Ауробиндо различает высшую анандалоку – часть “Вечного Проявления” и другую, которая является частью “ментального ряда”. ананда-махат (вани) – блаженство-сообщение от духа махат (план виджняны). анандамайя – полный блаженства. анандам брахма – (реализация) Брахман как само-существующее наслаждение и его универсальное блаженство существования; четвёртый элемент брахмачатуштайи (см. С.Ч. VI). анандавани – вани, наполненный анандой. ананда-виджнянамайя – полный ананды и виджняны, идея-блаженства. Ананда Мимамса – "исследование природы блаженства", работа с Санскритом. анарамбха – не-инициация к действию. анима – “тонкость” – способность произвольно уменьшать физическую массу и плотность тела; одна из трёх физических сиддхи (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи”). В связи с продолжительными упражнениями Шри Ауробиндо в развитии уттхапаны, боль и скованность в его теле указали на неудачу анимы. Анируддха – один из элементов чатурвьюхи; это сила Божественного, которая проявляется в желании, и признаки которой – телесная радость и мирское благоразумие. Он является шудрой и правит в Кали Югу. Его Шакти является Махасарасвати, его метод – это “метод терпеливого, интеллектуального исследователя и терпеливого, трудолюбивого изобретателя, который приобретает знания дюйм за дюймом, шаг за шагом”. аннам – материя, физическое существо. аннамайя – физическое. аннамайя-читта – физическая материя - ума или пассивная память. анритам – ложь, фальшь. антардарши – "внутреннее видение"; самадхи в бодрствующем состоянии, в котором существует внутреннее видение, обычно с закрытыми глазами. антах – внутри (по отношению к внутреннему видению в джаграт самадхи с закрытыми глазами). анупалабдхи – отсутствие опыта. анумати – согласие, санкция. ануманта – дающий санкцию. апариграха – свобода от идеи обладания. апана – одна из пяти Пран, сосредоточенная в нижней части тела, осуществляет руководство низшими функциями, в особенности выделительными – выделяющими те части пищи, что должны быть выведены из тела, и те вещества, что порождаются телом, тесно связана с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку высвобождает из тела витальную силу. апарардха – низшая полусфера. априям – то, что является неприятным. арамбха – инициация действия. ардхаджнянам – полузнание. арогья – здоровье, свобода от болезней или беспокойств (рогья) в физической системе; элемент шарира чатуштайи (см. С.Ч. IV, где описаны три стадии арогьи, заканчивающиеся кульминацией бессмертия тела). В Дневнике часто упоминаются два условия сиддхи арогья – это изменение метода пищеварительной ассимиляции (приятия пищи) и трансформации действия (усвоение пищи) “центра Камы”, камачакры. Совершенное усвоение пищи осуществляется тогда, когда такие элементы, как вайю, теджас, джала, притхивья в теле выполняют их правильную акцию как “движения и состояния акаши”; тогда пища может быть сразу же вовлечена в акашу очищенной праной. Низший метод, включающий все пять элементов, “оставляет остаток, который должен быть дематериализован или в противном случае он производит симптомы неправильности Теджаса и Джаламайи, прежде чем закончится этот процесс”. Этот несовершенный процесс ассимиляции, усвоения (висришти) нуждается в удалении и достигается натуральным экскретивным способом”. артха – значение. артха-бодха – осмысление значения. асадграха – ложная идея. асамата – неровность. асатьям – ложь, фальшь. асаундарьям – уродство. асиддхи – несовершенство, неудача, отход от прогресса в йоге, повторение ошибок; сила, работающая на несовершенство в йоге или в какой-либо её части. асу – витальная сила и мощь, являющаяся базисом для всех энергетических и порывистых чувств и действий. асундарьям – некрасивый, уродливый. атмапракаша – само-излучение или само-светящийся. атмапрасада – состояние ясности, чистоты и согласия в самом себе. атматрипта – само-достаточность. ахайтука – без причины, спонтанная; (физическая ананда) не связанная с каким-либо инициирующим стимулом. (Описание нескольких физических ананд как ахайтука должно чётко отличаться от использования слова в термине ахайтука ананда, которое иногда употребляется в сокращённой форме “ахайтука” (см. следующий термин). ахайтука ананда – “восторг без причины”, субъективная ананда (см. ананда), соответствующая ментальному плану. ахи – змея (змей). ашраддха – отсутствие веры. Бала – в Индуистской мифологии имя демона. бала бхава – девичий образ (аспект). балака (бхава) – детский образ (аспект). бала Кали – девочка Кали, девичий характер и образ Шакти. балам – сила. Баларама – один из чатурвьюхи; он тот, кто есть сила Господа, проявлением которой является Сила с присущими ей мощью и яростью. Он есть Кшатрийя и правит в Трета Юге. Он идентифицируется с Рудрой и его Шакти является Махакали. балака Кришна – ребёнок Кришна. брихат – широта; безграничное супраментальное сознание. брахманда – универсум как "яйцо Брахмы". буддха – ментал; ментальный план. бхаша – язык; развитие лингвистической способности, часть сахитьи. бхашасиддхи – совершенство лингвистической способности. бхаута – физическое; относящееся к сбалансированию и функционированию пяти элементов (акаша, вайю, теджас, джала, притхиви), которые составляют физическое тело; относящееся к трём физическим сиддхам (лагхима, махима, анима). бхаутасиддхи – коллективный термин для трёх физических сиддхи аштасиддхи (лагхима, махима и анима; см. С.Ч. III), на которых основывается уттхапана. бхава – существование, становление; состояние бытия; психологическое состояние; субъективный опыт; чувство; настроение; отношение; темперамент; аспект; любое из нескольких отношений между индивидуальной душой и Божественным. бхога – наслаждение, обладание; наслаждение без желания в пране; вторая из трёх стадий бхукти (см. С.Ч. VII). бхукти – наслаждение свободой, третий элемент последней чатуштайи (С.Ч. VII) имеет семь уровней, соответствующих семи планам существования и трём формам (расаграхана, бхога, ананда), в которых три интенсивности (рати, ратна, ратха). вайдьюта (ананда) – см. вайдьютананда. вайдьютананда – “электрическая”ананда, один из пяти типов физической ананды. Шри Ауробиндо говорит об этом в Дневнике: “Это приходит как благословенный электрический удар (шок), движение тока в головной мозг или в другую часть нервной системы и может быть двух видов: позитивным или горячим, негативным или холодным”. Позитивная и негативная формы этого тонкого электричества являлись для Шри Ауробиндо “базисом феномена горячего и холодного”. вак – слово, речь. “Вак мысли” или “артикулированная мысль” отличается от обычной речи или “маловыразительного Вак”; в связи с сахитьей Шри Ауробиндо различает пять основных степеней её выразительной силы: адекватная, эффективная, просвещающая, вдохновенная, неизбежная (неотвратимая). вани – голос (Мастера Йоги или из нижних божественных источников); он нисходит свыше и отличается от тонкой речи извне. варахи – Вепрь(женский двойник Вараха или Вишну в инкарнации Вепря). варна – “цвет”, один из семи видов материала акаши для рупы и липи. варнамайя – (рупа или липи), состоящая из варны ("цвета"), один из семи видов материала акаши. вартта – средства к существованию, бытие. вайю – воздух, ветер, газообразное состояние субстанции; один из пяти элементов, правильный баланс и действие которого в теле, играет существенную роль для арогья. вашита – одна из трёх "сиддхи силы", концентрация воли на личности или объекте с тем, чтобы контролировать его. вивека – интуитивное различение (см. С.Ч. III, “Джнянам”). виджняна(м) – идеальное знание, сверхинтеллектуальная способность; в процессе изложения записей в Дневнике, значение виджняна становится всё более и более точным и следует за восходящим движением Йоги, постепенно приближаясь к окончательной реализации природы Сверхразума (согласно Шри Ауробиндо). виджнянамайя – совершенный, гностический, супраментальный. випарита – противоположный, обратный, извращённый. виракти – неудовлетворённость, безразличие. вирья – энергия, сила характера; сила души, выражающая себя через четверичную персональность (брахмана, кшатрия, вайшью, шудру), элемент шактичатуштайи. висришти – эвакуация, экскрекция; их уменьшение – это признак улучшенного усвоения и прогресса в арогье. вишайя – объект чувства; часто является аббревиатурой вишайананды. вишайябхога – вишайананда в стадии бхоги. вишайананда – ананда чувств, один из пяти типов физической ананды. вишвагати – способность приобретения во сне со сновидениями состояния самадхи, посредством которого можно странствовать в тонком теле в отдалённых местах или других мирах; иногда идентифицируется с самим самадхи, последним элементом виджняначатуштайя. вишиштадвайта – ограниченный монизм. вишварупа – универсальная форма. вьягхрачарма – шкура тигра. вьяпти – телепатическое восприятие или связь;(см. С.Ч. III,“Ашта Сиддхи”). гати – цель; движение к цели, путь; путешествие; духовный или сверхземной статус, приобретённые посредством определённого поведения человека, его усилий на земле. гарима – одна из трёх физических сиддхи: сила и способность по желанию увеличивать вес. гуна – качества. гуру-сакха – учитель и друг. дайвашакти – божественная Сила. дамьям – покорность, безвольность. дасьябхава – позиция слуги, отношения между слугой и хозяином. дасья(м) – состояние бытия слуги Господа; оно имеет несколько стадий (определяемых по-разному в различные периоды Записей), ведущее к прямому и императивному контролю всех частей существа со стороны Мастера Йоги. даурбальям – слабость. двайта-бхава – чувство дуальности. двеша – непривязанность. девата – бог, божество. джаграт читтакаша – ментальный эфир, в котором образы видятся в пробуждающемся самадхи. джала(м) – вода; жидкое состояние субстанции; один из пяти элементов, правильный баланс и действие которых в теле являются существенными для арогьи. джалабинду – капля воды. джаламайя – состоящий из или относящийся к элементу джала в теле. джалависришти – мочеиспускание. джаналока – мир наслаждения творческим существованием (ананда). джнянам – знание; божественная мысль, первый элемент виджняначатуштайи (С.Ч. III). джнянам брахма – (реализация) Брахмана, как само-существующего сознания и универсального знания; третий элемент брахмачатуштайя (см. С.Ч. VI). джнянапракаша – ясность ума и его тенденция легко озаряться идеями и воспринимать истину; качество брахмана (см. С.Ч. II “Вирьям”). джняни – человек знания. джнята пуруша – душа или сознательное существо, знающее существо. джьёти – “свет”, один из семи видов материала акаши для рупы и липи; рупа, состоящая из джьёти. дришти – видение; тонкое видение (см. рупа), откровение, прямое видение истины, сила джнянам. духкха – печаль. дута – вестник, гонец. дхаирьям – спокойствие, терпение, стойкость, вдумчивость; качества брахмана (С.Ч. II, “Вирьям”). дхарананьюната – недостаток поддерживающей силы. дхаранашакти – способность к сдерживанию. дхату – корень санскритского слова. дхума – дым, туман – один из семи видов “материала акаши”, (см. Акаша). индрия – чувствующий орган. ишита – одна из трёх сиддхи силы; (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи”). ишитасиддхи – сиддхи ишиты. ишварабхава – власть, характер правителя и лидера; качество, присущее всем четырём аспектам Дайви Пракрити, (см. С.Ч. II) несущее с собой чувство Божественной Силы. кави – провидец; поэт. кавья – поэзия. кайвальананда – “ананда абсолютного единства”, собирательный термин для трёх высочайших уровней ананды. Калибхава – термин, эквивалентный Чандибхаве, “сила проявления Кали в темпераменте”, который первоначально был третьим элементом шактичатуштайи. кальянашраддха – вера в великую доброту или мангаламайя природу вещей, элемент читташакти. Кама – “желание“; в Дневнике это английское слово используется обычно, как желание в обычном смысле слова, в то время как его божественный двойник отменяет значение термина кама и означает “радость проявления Бога в материи”. Кама это качество шудры (см. С.Ч. II, “Вирьям”) из кармачатуштайи (С.Ч. V); иногда это особенно относится к социальному аспекту работы Шри Ауробиндо (см. адеша). ”Кама” часто является сокращением камананды. камабхога – камананда в стадии бхоги. камананда – “чувственное наслаждение”, форма физической ананды, связанной с духовной трансмутацией секс-энергии. Поскольку камананда – это, по преимуществу, физическая ананда, это же самое слово употребляется как общее обозначение физической ананды с её пятью разновидностями: камананда (в специфическом значении), вишьананда, тиврананда, рудрананда, вайдьютананда. карали – страшный, ужасный. карана-индрийя – причинное чувство; чувство, оперирующее с каузального плана. карта – деятель. картавьям – то, что должно быть сделано. кланти – усталость, утомление. кшипракарита – мгновенно действующая. кшити – место пребывания. кшобха – беспокойство. лагхима – "лёгкость", одна из трёх физических сиддхи, посредством которой становится возможным "получать освобождение от усталости, истощения и преодолевать гравитацию" (С.Ч. III, "Ашта Сиддхи"). лагхута – лёгкость, быстрота и приспосабливаемость (нервного и физического существа). лайя – растворение, исчезновение; аннулирование индивидуальной души в Бесконечности. липи – запись, письмо, зримое тонким видением или способность такого видения; это собственно инструмент виджняны, несмотря на то, что оно может приходить с любого плана, оно тесно связано с трикаладришти. Подобно рупе, липи может быть сформировано любым из семи видов эфирного материала и может проявляться или в акаше, или в форме читры или стхапатьи на физическом плане. Степень высочайшего совершенствования точного липи периодически отмечается в Дневнике в терминах определённого числа специфических качеств, таких как яркость, стабильность (продолжительность нахождения в поле видения), симультантность (одновременная манифестация всех записей или слов липи) и т.д. липи-дришти – видение письма (липи). липса – поиск, тенденция, стремление (к само-выполнению любого рода); см. Джняналипса, и т.д. (С.Ч. II “Вирьям”). Магха – Санскритский автор поэмы Шишупалавадха. мадхура(бхава) – “сладостное” отношение с божественным, самое интенсивное и блаженное, отношение любовника с возлюбленной. манаса буддхи – ментальный разум (отличен от виджняна-буддхи или интуитивного разума). мангаламайя – благоприятный. махат – “великий”, план виджняны. Махавира – “великий герой”, имя Шрикришны как одного из чатурвьюхи; он содержит всех других и выдвигает их из своего существа. Его проявление – это власть (господство), а его неотъемлемый признак могущество и мудрость; он – брахман, которому служит кшатрий, имеющий божественное знание и использует его власть под руководством этого Знания. Он правит в Сатья Юга. Он идентифицируется с Шивой и его Шакти, – это Махешвари. мегхагарджана – гром. митьяграха – неправильное представление. митьядхарана – ошибочное представление, концепция. митьяропа – неправильно. намадришти – видение имени, названия, обозначения (в противоположность видению формы или рупы), т.е. видение письма = липи. настикья-буддхи – атеистическая ментальность. набхи чакра – тонкий центр, расположенный на уровне пупка, который управляет "более широким виталом"; в Записях упоминается как "центральная" чакра. В этом центре сила необходима для арогьи в желудке, а также является основанием (для выдерживания) полной силы камананды. нидра – сон. нихшабдата – отсутствие звука. нила – синий. нирананда – отсутствие наслаждения. нирведа – безразличие, уныние. нирвишеша – не-характерный; термин, применяемый к различным формам ананды, по смыслу подобен ахайтуке. ниргуна – лишённый качеств; Безличный. ниргуна сад брахман – безличный аспект Вечного как чистого Существования без качеств. нирапекша – свобода от желания, ожидания и зависимости; незаинтересованность, непривязанность. нирукта – этимология; изучение происхождения и развития языка; часть сахитьи. нисчайя – определённость, несомненный факт. партхива – относящийся к элементу пртхиви (“земля”) в теле. Прадьюмна – третья сила чатурвьюхи; он – это тот аспект Божественного, проявлением которого является любовь, признаки которой – сладость и наслаждение. Он соответствует вайшье и управляет в Двапара Югу. Он идентифицируется с Вишну и его Шакти – это Махалакшми. прайога – использование, применение; приведение в движение, направление, пуск (как например, – стрелы); применение любой из "сиддхи" силы (айшварьи, ишиты, вашиты). пратиштхита – твёрдо установлено. пракамья – сиддхи знания, посредством которых ум и чувства превосходят обычные ограничения тела. (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи”). пракамья трикала-дришти – трикаладришти посредством пракамьи. пракамья-вьяпти – совместно работающие две сиддхи "знания", пракамья и вьяпти, которые “составляют то, что европейцы называют телепатией”. пракаша – прозрачность, свет; чёткая способность мышления, элемент буддхишакти (С.Ч. II, “Шакти”); божественный свет, в который должна превратиться саттва в процессе освобождения от тригуны (см. С.Ч. VII, “Мукти”); высочайший из семи типов материала акаши, из которого формируются рупа и липи. пракаша-чайя – комбинированный материал из пракаши и чайи. пракашамайя – (рупа), состоящая из пракаши, субстанции акаши. пранамайя джагат – витальный мир. правритти – движение, действие; побуждение без желания, божественный эквивалент раджас. пратиджна – предсказание, "программа". пратиштха – опора, база. према (ананда) – см. премананда. премананда – “ананда любви”, один из семи уровней ананды, соответствующий витальному плану (жизне – эмоциональному). према натха – Бог Любви. премабхога – премананда в стадии бхоги. прерана – импульс, вдохновение; прямое указание на то, что необходимо думать, чувствовать или делать; как часть литературной кармы, это вдохновение, полученное непосредственно (в тишине) скорее в молчании, нежели через услышанное сообщение или липи. пртхиви – земля; твёрдое состояние субстанции; один из пяти элементов, правильный баланс и действия которого в теле являются существенными для арогьи. ракшаси – женщина Ракшаса. раса – сок, вкус; сущностный. расаграхана – схватывание умом расы или принцип наслаждения в вещах, первая из трёх стадий бхукти (см. С.Ч. VII, “Бхукти”). ратха – высочайшая из трёх интенсивностей расаграханы, бхоги или ананды. рати – удовольствие; самая низкая интенсивность расаграханы, бхоги или ананды. ратна – вторая интенсивность расаграханы, бхоги или ананды. рога – болезнь, беспокойство или несовершенное функционирование телесной системы; сила болезни рассматривается как сила асиддхи, враждебная по отношению к арогье. рудра (ананда) – см. рудрананда. рудра Кали – разъярённая форма Кали. рудрананда – яростная, огненная ананда (более интенсивная чем тиврананда); это форма физической ананды (см. камананда), которая связана с превращением боли в удовольствие. рупа – формы, часто символические или предсказуемые образы, наблюдаемые в тонком видении (дришти), в самадхи или пробуждающемся состоянии; так же способность такого наблюдения, рассматривается в Дневнике как способ познания значительной важности. Недостаточное внимание оборачивается платой такими деталями, как точный состав рупы, состоящий из разных видов эфирного материала (см. акаша). Этот материал анализируется в соответствии с тремя уровнями “полноты”: “сырой (первичное состояние), “плотный” или гхана (“материал, развившийся в консистентную субстанцию”), и “развитой” (“когда субстанция развилась в феномен жизнеподобной реальности”). Рупа может спонтанно проявиться в акаше или на сгущенном и поддерживающем фоне (способном нести, держать), см. читра и стхапатья. рупадришти – видение форм (рупа). савишеша – характерный; термин, применяемый к ананде, по смыслу близкий к сахайтуке. Саавитри – Божественное слово, дочь Солнца; богиня высшей Истины, которая нисходит и рождается для спасения. садананда – ананда чистого существования, один из семи уровней ананды, соответствующий плану сат. сахайтука – имеющая причину; (физическая ананда), связанная с инициативным стимулом, таким как какое-либо прикосновение к телу. сахитья – литература; литературная работа, включая поэзию, прозу и обучение, – важная часть кармы Шри Ауробиндо (см.адеша). сахитьясиддхи – совершенствование литературной работы. самадхи – йогический транс (см. С.Ч. III,”Самадхи”); способ, "расширяющий уровень сознания". самсайя – сомнение. самьяма – концентрация, сознательное руководство или пребывание в сознании, посредством которого становится возможным осознание всего того, что есть в объекте; идентификация. сани – спокойное, уверенное обладание. санньясочита – духовное состояние, готовое к отречению от жизни и действия. сарвасаундарья – универсальная красота (воспринимаемая как часть субъективной ананды). сарвам брахма – Брахман, который есть Всё, аспект "четверичного Брахмана" (см. С.Ч. VI). сарвавастушу ишвара – Бог во всех вещах. сарватрагати – “шествующий повсюду”; вишвагати – слово другого значения. саттвастхити – постоянный в саттве, гуне света и чистоты. саттвапрерана – прямое указание из внутреннего существа, из которого проявляется мысль, чувство и деяние. сатьядаршанам – видение истины. сатьядришти – видение истины. сатьядхармайя дриштайе – для закона Истины, для видения (Иша Упанишада 15). сатьяпратиджна – истинное предсказание. саундарьябодха – пробуждённость к осознанию красоты во всём. саундарьям – красота; физическая красота, как элемент йогического совершенства тела (см. С.Ч. IV). свапна самадхи – второе состояние самадхи, “сон со сновидениями” (см. С.Ч. III, “Самадхи”). свараджья – самообладание. сварга – Небеса. сваргабхуми – небесный мир. сварупа – “действительная, подлинная форма”; рупа, которая является не образом, а настоящей реальностью, законом тонкого (в отличии от физического). свашакти – своя собственная сила. сиддхи – совершенство; выполнение целей или любых движений йоги; оккультная или сверхнормальная сила (см. С.Ч. III,”Ашта Сиддхи”). сиддхипрайога – использование сиддхи. смрити – памятование; способность джняны; "посредством которой знание, скрытое в уме, проявляет себя в проницательности и определяется сразу, как истина". спаршананда – физическая ананда, инициированная прикосновением. сротас – поток, течение. стхапатья – “архитектурные” рупа или липи, т.е. образы вещей, видимые рельефно, что-то вроде скульптуры, на заднем плане. стхула – грубый; огромный физический план существования. стхуладришти – грубое физическое видение. сукшма – тонкий; тонкие планы существования; тонкие части человеческого существа. сурьялока – мир Солнца (символ виджняны). тапас – сила, энергия, воля, мощь; три “сиддхи силы”: айшварья, ишита, вашита (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи”). теджахкшобха – нарушение покоя включением элемента теджас в тело. теджас – сила, энергия (низшая по отношению к тапасу); ментальный свет; “огонь”, одно из пяти элементарных состояний материи, чей баланс в теле существенен для арогьи; один из семи типов материала акаши, из которого сформированы рупа и липи. теджогхана – плотный теджас. теджомайя – (рупа), состоящая из теджаса – материала акаши. тивра (ананда) – см. тиврананда. тиврананда – интенсивная, вибрирующая ананда; одна из пяти типов физической ананды (см. камананда). трайгунья – тройственный принцип действия низшей Природы. трайгуньямайя – состоящая из деятельности трёх гун. Трайгунатитья – трансцендентное всех трёх Гун. трайлокья – (нижний) тройственный мир (нашего бытия). трайлокьядришти – видение трёх миров (ментал, витал и физическое). Тримарга – троичный путь, объединяющий Йогу Знания (джняна-йога), Йогу Преданности Богу (бхакти-йога), Йогу Служения и Трудов (карма-йога). тригуна – три вида более низкой Пракрити: саттва, раджас, тамас. тригунатита – за пределами трёх гун. трикала – “три времени”: прошедшее, настоящее, будущее, видимые как неделимое движение или синхронная бесконечность. трикаладришти – “видение трёх времён”; прямое знание прошедшего, настоящего, будущего (в Дневнике это особенно касается будущего); как элемент виджняна чатуштайя, оно описано как джнянам в приложении к фактам и событиям материального мира (см. С.Ч. III, “Джнянам”). Предсказание даже самых тривиальных домашних событий могло быть использовано Шри Ауробиндо, как упражнение для совершенствования этой силы. трийяспарша – солнечный день, в котором встречаются три лунных дня (всего одного и части двух других): это считается благоприятным для торжественного открытия и вступления в (назначенную) должность. тьяга – отречение.

amII: упалабдхи – опыт, переживание. уттхапана – состояние неподверженности давлению физических сил, элемент Шарирачатуштайя; термин заключает в себе это свойство, но превосходит феномен левитации. Элементарная или первичная уттхапана, для совершенствования которой Шри Ауробиндо прибегал к долгим периодам ходьбы по комнате взад-вперёд без отдыха, включает в себя “освобождение от истощения, усталости, напряжения и всех их последствий”. (“Это определение первичной уттхапаны соответствует двум стадиям, описанным в С.Ч. IV, “Уттхапана”). Совершенная Уттхапана получается из комбинированного действия трёх физических сиддхи: лагхимы, махимы, анимы; это особенно связано с лагхимой (см. С.Ч. III, “Ашта Сиддхи”). уттхапана-шакти – сила, производная от уттхапана; она, видимо, относится к комбинации лагхимы и махимы, приносящей лёгкость, силу и свободу от утомления тела; анима – третья из физических сиддхи, необходимых для уттхапаны, упоминается отдельно в этом контексте (см. С.Ч. III, ”Ашта Сиддхи”). чатурвьюха – четверичное проявление Высшего; четырём силам даются имена: Шри Кришна (называемый также Махавира), Баларама, Прадьюмна, Анируддха. Эти четыре Личности связаны вместе в Пуранической Легенде, в которой Баларама – это старший брат Кришны, Прадьюмна – его сын, Анируддха – его внук. Каждая из этих Божественных сил имеет особое отношение с одной из четырёх Варн и с одной из четырёх Юг; их Шакти – это четыре основных аспекта Божественной Матери. чайтанья – сознание. чакшуша ананда – визуальная ананда, наслаждение в вещах, видимых физическим зрением. чанда – горячий, интенсивный. Чандибхава – сила Кали (Чанди–яростный) проявляемая в темпераменте. чит-таттва – принцип чит (сознание). чайя – “тень”, самый последний из семи видов материала акаши для рупы и липи; рупа состоит из чайи. чайягхана – густой; плотная чайя. чайямайя – (рупа), состоящая из чайи – материала акаши. чайя-пракаша – (рупа), состоящая из смешанных материалов чайи и пракаши. чайярупа – рупа, состоящая из материала чайи. чайяюкта – соединённая с чайя. чидананда – ананда чистого сознания, один из семи уровней ананды, соответствующий чит. чидгхана (ананда) – “ананда плотного светящегося сознания”, один из семи уровней ананды, соответствующий виджняне. читра – “изобразительные” рупа или липи; тонкие образы или письмо, видимые скорее на заднем плане, чем в акаше и скорее, как двухмерные картины, чем рельефные (см. стхапатья). читра теджас – изобразительная рупа, состоящая из материала теджас. шабда – звук. шакти джива – индивидуальная душа, реализующая себя как проявление божественной Шакти. шакуна – предзнаменование. шама – безмолвие, мир, покой; божественная пассивность, в которую должен быть преобразован тамас. шаманвита карма – действие, пронизанное тишиной. шами – труд, работа. шарира (ананда) – см. Шарирананда. шарирананда – физическая ананда (см. Камананда). шарираятра – "пилгримаж тела", т.е. физическая жизнь на земле. шастра – систематическое знание. шауча – прозрачность. швета – белый. шива Кали – содействующая форма Кали. шрути – см. "слышание", вдохновение, восприятие вибрации или слова истины, способность джняны. шуддхата – чистота. шуддха (ананда) – см. шуддхананда. шуддхананда – “чистая ананда”, свойственная ананде, которая соответствует собственно плану ананды. экаданти – имеющий один клык. экам – Единый (Один).

amII: Шри Ауробиндо САПТА ЧАТУШТАЙЯ I. Самата Чатуштайя Самата, Шанти, Сукха, Хасья (Атмапрасада) Отрицающая Самата: Титикша Удасината Нати Утверждающая Самата: Сама Раса — Ум и Интеллект Сама Бхога — Прана Сама Ананда — Дух Самата означает принимать всё одинаковым образом без малейшего волнения в любой части существа. Волнение вызывается потерей гармонии [равновесия] из-за нарушения взаимодействия между Чит-шакти во мне и Чит-шакти за пределами моего существа. Боль, огорчение, неприязнь и т.д. это всего лишь способ адхара сообщить нам о том, что он не переносит 10 разных нарушений своего равновесия. Адхар не выносит как взаимодействия, нарушающие его гармонию, так и усиливающие её, если они имеют слишком интенсивный и длительный характер. Отвращение, страх, ужас, стыд и т.д. являются попыткой отвергнуть неприятное взаимодействие и защитить себя. Титикша означает способность быть выносливым. Вы терпеливо выносите неприятное взаимодействие, отступив от него назад [в ваше внутреннее существо], наблюдая за ним разумом и обучая адхар переносить это. Затем переходите к Удасинате. Удасина – это способность занимать положение выше [неприятного]. Удасината – это безразличие, Пуруша стоит над действиями и не обращает на них внимания. Нати проявляется следующей. Это чувство покорности Воле Бога, все прикосновения принимаются как Его прикосновения. Сама Раса – мы должны иметь спокойное, ровное переживание Расы, воспринимая все обстоятельства, события, опыты, объекты и т.д. нашим умом и интеллектом. Сама Бхога – (наслаждение), иметь спокойное, ровное наслаждение в Пране (жизненной силе), действующей во всех субъектах, событиях, опытах и т.д. Сама Ананда – это радость Единства во всём и со всеми. Сама Раса и Сама Бхога не могут быть устойчивыми до тех пор, пока у нас недостигнута Сама Ананда, но трудно установиться Сама Ананде, пока разум и Прана не освоили Самату в Расе и Бхоге. Результатом полной Саматы является совершенный Шанти; с другой стороны, если есть хоть незначительное восприятие гнева, горя, разочарования, депрессии и т.д. – это указание на то, что Самата не является полной. Когда мы установим совершенный Шанти, мы достигнем совершенного Сукхам. Шанти – это отрицание, состояние свободы [отрицание] от беспокойств. Сукхам – это утверждение; это не просто свобода от гнева и боли, но и утверждение счастья во всём адхаре. Атмапрасада – это состояние просветлённости [свободы и прозрачности], чистоты, удовольствия во всём Само, что и есть сущность Сукхам. Когда появляется Сукхам – становится сильной Ананда, наступает Хасья – состояние, утверждающее радость и бодрость, в котором вся Жизнь и Вселенная воспринимаются как приятная и изумляющая игра. II.Шакти Чатуштайя Вирьям, Шакти, Дайви, Пракрити, Шраддха. Вирьям — Чатурварна в гуне Брахмана, Кшатрия, Вайшьи, Шудры. Брахмана: Дхаирьям, Джняналипса, Джнянапракаша, Брахмаварчасья. Шакти – правильная гуна и правильное состояние активности или правильное состояние элементов, через которые действует шакти во всех частях адхара. Чатурварна (четыре варны) в гунах может называться Вирья, что означает качества и свойства четырёх Варн в проявлении и действии. Совершенный человек имеет в себе все четыре, хотя одна обычно господствует и придаёт свои отличительные черты всему остальному. Во-первых, человеку должно иметь свойства Брахмана, человека знания. Ему необходимо иметь, прежде всего, главные свойства Брамина, которыми считаются: спокойствие, терпеливость, стойкость и внимательность; их все можно выразить одним словом – Дхаирьям. Затем, ему должно иметь стремление к знанию, особенно Божественному Знанию, но также все виды знания обо всех вещах, предметах с обязательной умственной восприимчивостью и пытливостью. Это – Джняналипса (тяга к знанию). Брамин обладает не только жаждой знания, но также всеобщей ясностью ума и его способностью – легко просвещаться идеями и постигать истину, т.е. Джнянапракашей. У него также должна иметься духовная сила, происходящая от знания и чистоты, т.е. Брахма-варчья. Кшатрийя: Абхайя, Сахаша, Яшолипса, Атма Шакти Здесь (совершенному человеку) необходимы также качества Кшатрийя, качества человека действия или воина. Первое из них – храбрость, которая существует в двух разновидностях. Первая – Абхайя (уверенность в себе) или храбрость вне действия – никакой враг не встревожит (обладающего Абхайей) и не заставит уклониться от опасности, (обладающий Абхайей) готов к встрече с ними, готов к любым неудачам и испытаниям. Другая – Сахасья или храбрость в действии – зовёт бесстрашно вершить любые дела, как бы трудны или явно невозможны они были, и завершать их, несмотря на все опасности, страдания, промахи, препятствия и противодействия. Как следствие этих двух появятся две другие: во-первых, стремление натуры настоятельно требовать сражения и победы, проявления силы и триумфа, что называется Яшолипса (страсть к славе). И, наконец, должны появиться несокрушимая уверенность-в-себе и высшее понимание могущества (силы, власти), которое – одно во всём и в каждом, т.е. понимание Атма Шакти, Силы Всевышнего или Атма Слагха. Вайшья: Вьяйя, Каушала, Дана, Бхогалипса Качества Вайшьи также необходимы для действия и наслаждения. Первое (что необходимо), это готовность затрачивать труд, энергию, материалы, инструменты и жизнь совершенно свободно, принимая риск великих потерь, для того чтобы получить великий выигрыш. Такое качество может быть названо Вьяйя. Но вместе с ним должно присутствовать практическое знание способов, средств и их надлежащего применения для достижения цели, а также понимание того, что может быть получено, а что нет с помощью части средств, способов или частичных затрат. Должно присутствовать чувство меры, порядка, практическое умение владеть и распоряжаться. Все это может быть названо Каушала. Для освоения умения владеть, необходимы еще два качества Вайшьи. Прежде всего, должна быть готовность отдавать не меньше, чем получать и делиться с миром тем, что от него же и получаешь. В этом сущность любви, как она обычно понимается. Такая готовность получать и отдавать называется Дана. И, наконец, необходимо стремление к наслаждению или Бхогалипса. Шудра: Кама, Према, Дасьялипса, Атмасамарпана Качества Шудры не менее важны. Сущность Вайшьи состоит в умении распоряжаться (собственностью), настаивать на своём и обмениваться. Сущность Шудры – в служении. Служение основывается на двух мотивах; вначале – желание или кама, затем – любовь или према. В совершенном человеке Кама принимает форму заботы о физическом процветании мира и заботы о том, чтобы физическое ни в чем не нуждалось. Любовь Шудры не похожа на любовь Вайшьи, т.к. она не ищет выгоды. Она руководствуется третьим качеством Шудры – желанием служить; в совершенном человеке она превращается в желание служить Богу-во-всём. И называется оно Дасьялипса. Полнота (завершённость) сущности Шудры в само-отдаче, отдавать всего себя, не требуя ничего взамен, т.е. Атмасамарпана (само-отдача себя Атману). Сущность Брахмана – знание, Кшатрийя – сила и храбрость, Вайшьи – умение и способность выполнять работы, Шудры – само-отдача и служение. Совершенное действующее лицо обладает всеми (качествами), т.к. все они необходимы для совершенной работы. Шакти Шакти – руководящая сила, с помощью которой все четыре части адхара (тело, Прана, Читта и Буддхи) поддерживаются в состоянии их высшего совершенства. Совершенное состояние тела заключается в четырёх вещах: ощущение всеобщей лёгкости (Лагхута), ощущение надёжности (телесной) основы и силы (Махаттва), способности продолжать без перенапряжения или отторжения выполнение работы любой интенсивности и длительности, способность выдерживать силу любой величины и могущества, т.е. Дхаранасамартхьам. Совершенное состояние Праны состоит в ощущении полноты витальной силы (Пурната), во всеобщей ясности и жизнерадостности (Прасанната), ровности во всех переживаниях, потрясениях и взаимодействиях (Самата), в способности наслаждаться миром без страсти, но также без истощения и пресыщения. Т.е. быть Бхогасамартхьям (Наслаждающимся). Совершенное состояние Читты состоит в ощущении богатства и радостности переживаний (Снигдхата), в изобилии этических способностей и сил (Тейджас), в вере в милость и помощь Всевышнего и во всеобщем ощущении мангалы (Кальяна Шраддха), в безграничной любви ко всем существам и всему сущему. Т.е. быть Премасамартхьям (Влюблённым). Совершенное состояние Буддхи заключено: во всеобщей чистоте и просветлённости ментальных способностей (Вишуддхата и Пракаша); в богатстве, великом разнообразии и тонкости восприятий (Вичитра Бодха); в способности ума получать и обучаться любому виду знания без ощущения где бы ни было (в себе) ограниченности и немощи. Т.е. быть Джнянасамартхьям (Знающим). Божественная Пракрити (Божественная Природа) Это означает овладение четырьмя Шакти: Махешвари, Шакти могущества и мудрости; Махакали, Шакти силы и стремительности; Махалакшми, Шакти красоты, любви и восторга; Махасарасвати, Шакти работ и знаний о физическом мире. Овладение этими Шакти приносит с собой осознание Божественной Власти (Могущества), всеобщее сострадание, всепомощь миру и способность выполнить любую работу, которая необходима природе. Шраддха или Вера Вера во Всевышнего – Руководящая Власть, Антарьями. Вера в Шакти – Исполнительная Власть. III. Виджняна Чатуштайя Джнянам (Божественная мысль), Трикала Дришти, Ашта Сиддхи, Самадхи Джнянам: Ментальная активность состоит из восприятия объектов, размышления об объектах, вынесения суждения (с помощью памяти и воображения) о том, является размышление верным или нет. Суждение – прямое восприятие Истины, которое может быть или не быть обосновано с помощью размышления или других средств. Воображение – это способность представлять разумом вещи или истины, в настоящий момент не воспринимаемые или не установленные им, видение других возможностей чем те, которые дает внешний опыт. Память – это способность сохранять и воспроизводить ментальные или чувственные впечатления (восприятия). Суждение состоит из двух частей – умения различать (различения) и прямого восприятия. В уме обе способности ненадёжны (им нельзя доверять). В Виджняне имеется способность различения, названная Вивекой или Интуитивной Проницательностью, которая сразу видит, что истина, а что – нет, настоящее различие между вещами и также их настоящее сходство и тождество, а также, насколько эта истина достоверна и насколько её достоверность может быть определена. Вивека не зависит от размышления. Она видит факты прямо, а не с помощью инстинктов, она видит их в свете, воспринимая ясно, уверенно и безошибочно. Другая способность Виджняны называется Интуиция, это тоже работа мышления, но без процесса, приводящего к заключению. Можно выразиться, что заключение приходит, но не как заключение, выводимое из других фактов, но как сам факт. Потом вокруг этого факта могут группироваться другие факты не по принципу причины-следствия, а как родственные факты, которые помогают сохранить истину. Вдохновение называется Шрути или Слышание, т.к. это не прямой взгляд на Истину, но появление Истины в разуме в виде внезапной вспышки. Обычно эта Истина появляется как вибрация, несущая в себе Истину, но иногда она появляется как готовое слово, которое открывая своё значение, привносит новую истину в разум. Четвёртая способность – Дришти или прямое видение. Но не как интуиция, смотрящая на персону, предмет или стечение обстоятельств и устанавливающая правду о них, но видение самой Истины, приходящее в форме ясной мысли, независимой от всех обстоятельств, предметов и т.д. Прежде всего, вы должны достичь того, чтобы Интуиция и Проницательность взяли на себя управление обычной работой разума, поскольку они одни среди способностей Виджняны в состоянии передавать все подробности Истины. Или Дришти и Шрути будут искажены, потому что разум попытается толковать их в зависимости от обстоятельств, – насколько правильно или неправильно они были поняты человеческим умом. Даже Интуиция и Проницательность будут сначала искажены действием разума, воображения, неправильного суждения, неправильного воспоминания и т.д. Интуиция и Проницательность должны продолжать работать и становиться сильнее и увереннее до тех пор, пока они не очистят разум от других видов действия, и сами начнут управлять всей работой. Как только они наберут Силу и Свет, другие две начнут действовать сами. Когда эти четыре способности или часть их начнут применяться к предметам мысли, идеям и знанию всецело, такое состояние будет называться Джнянам или Божественное Мышление. Когда эти четыре способности будут применяться к фактам и событиям материального мира, результатом будет Трикала Дришти, что означает прямое знание прошлого, интуитивное знание настоящего и пророческое знание будущего. Чтобы они работали правильно, не должно быть пристрастности или личной заинтересованности в результате или представления о долге мыслить, делать заключения, предполагать и т.д. Ашта Сиддхи Имеются две сиддхи знания, три власти и три бытия. Все сиддхи уже есть в природе. Они есть и в вас. Только по причине привычной ограниченности вы делаете их использование механическим и ограниченным. Сломав эти ограниченности, вы станете сознательным и научитесь правильно использовать его (сознание). Три сиддхи бытия есть сиддхи Сат или чистого существования. В материи Сат использует эти сиддхи в соответствии с определёнными законами, но в самом себе оно вольно использовать их по своему выбору. Если вы достигнете частично и всецело этой свободы, следовательно, вы будете иметь эти три сиддхи. Их называют: Махима, включающую Гариму; вторая – Лагхима и третья – Анима. Сат проявляется как Чит – чистое сознание, а Чит имеет два аспекта – Сознание и энергию, или знание и власть (могущество). Сознание в одном физическом существе сообщается с тем же самым сознанием в другом физическом существе с помощью определённых способов, таких как речь, жесты, письмо и т.д. и неосознаваемой ментальной коммуникации. Но эти ограничения – простые привычки (возможны и другие способы), как например, у муравьёв – с помощью прикосновений, а не речи. Само в себе сознание в состоянии соединить один разум с другим без физических средств, поскольку оно сознательно и имеет волю. Две сиддхи, с помощью которых это совершается, называются Вьяпти и Пракамья. В то же время в сознании есть власть воздействовать на другие сознательные существа или даже на предметы без помощи физических средств или убеждения и принуждения. Великие люди, как известно, заставляют других действовать с помощью своей воли – вид Магнетизма, также известно, что имеется сила в их словах, действиях или даже в их безмолвной воле или простом присутствии, которые обладают воздействием и подчиняют других. Обладать этими сиддхи власти означает способность знать и точно использовать силу Чит. Эти сиддхи называются Айшварья, Ишита, Вашита. Этими могуществами можно полностью овладеть, только если мы избавились от Эгоизма и отождествились с безличной Волей и безличным сознанием. Иногда их добиваются с помощью механических способов, таких как Мантры, Крийи Тантры (особые практики) и т.д. Вьяпти – это когда мысли, ощущения и т.д. других лиц или разные знания о вещах вокруг нас воспринимаются приходящими в разум от этих предметов или персон. Эта способность называется – воспринимающим Вьяпти. Имеется также способность коммуникативного Вьяпти, когда вы посылаете или помещаете ваши мысли, ощущения и т.д. в кого-то другого. Пракамаья – это когда вы смотрите ментально или физически на кого-либо или на что-либо и воспринимаете, какие мысли, ощущения, факты находятся в этой персоне или предмете. Есть также другой вид Пракамьи, который относится не к разуму, а к сенсорике (ощущениям). Это способность воспринимать запахи, звуки, касания, вкус, света, цвета и другие ощущения об объектах, которые либо совсем не воспринимаются обычным человеком, либо находятся за гранью обычных ощущений. Вашита – это когда вы концентрируете свою волю на персоне или предмете, чтобы управлять им. Айшварья – это когда вы просто используете волю без какой-либо концентрации или цели управлять и вещи происходят, а люди действуют в соответствии с этой волей. Ишита – это когда вы не применяете волю, а просто имеете желание, потребность или ощущение, что чему-то следует появиться, и эта вещь (приходит к вам) появляется перед вами или происходит. Махима – это (помогающая, сопутствующая) сила преодоления трудностей, препятствий и т.д. в ментальной или физической области. В физическом существе она проявляет себя, как сверхнормальная сила не мускульного характера, и может даже развиться в способность, увеличивающую размеры и вес тела, и т.д. Лагхима – это способность, родственная лёгкости, т.е. свобода от всякого сжатия или тяжести в ментальной, физической частях существа или его пране. С помощью Лагхимы можно избавиться от усталости, изнеможения и преодолеть силу тяжести. Это – основа Уттхапаны. Анима – это способность освобождать атомы тонкой или грубой материи (Сукшма или Стхула) от их обычных ограничений (связей). С помощью этой способности вы можете избавиться от физического напряжения, боли или даже сделать тело лёгким настолько, насколько это вам угодно. С помощью именно этой способности йоги в состоянии сделать себя невидимыми, неуязвимыми или избавить тело от старения и смерти. Самадхи Самадхи означает правильное сосредоточение сознания на отдельном объекте или особых условиях. Обычно оно проявляется в таком состоянии сознания, в котором разум оттянут от внешнего мира с помощью сосредоточения всей энергии сознания на каком-либо отдельном объекте или универсальном поле (чистом существовании). С помощью самадхи можно осознать вещи этого мира, находящиеся за гранью обычного сознания, посетить другие миры или другие планы существования. Можно также войти в те части нашего собственного существования, которые или над, или ниже обычного сознания; обычно их называют сверхсознательным или подсознательным. Самадхи может быть в трёх состояниях – Джаграт или пробуждённое, Свапна или дремлющее, Сушупта или спящее. Джаграт Самадхи – когда сознание пробуждено, мы способны сосредоточиться и стать сознающим вещи за пределами нашего (обычного) Сознания. Это Самадхи может или принести образы и переживания (опыты), наблюдаемые за пределами нашего собственного тела, – либо, например, в физической атмосфере или внутри чьего-то “я”, обычно это (Самадхи) происходит, когда глаза закрыты. Когда глаза закрыты иное, чем физическое, проявляется, – оно называется Читтакаша или ментальный эфир. Или то, в чем образы наблюдаются. Существует еще один вид эфира позади этого (Читтакаши), он называется Чидакаша. Свапна Самадхи – состояние, когда разум утратил внешнее осознание внешних событий и идет внутрь себя. Там он имеет переживание в самом себе или наблюдает сцены и события этого мира или других миров, которые могут принадлежать прошлому, настоящему или будущему. Когда эти опыты остаются в памяти искажёнными, перепутанными, извращёнными или остаются только их фрагменты, мы обычно говорим, что видели сон. Это происходит, когда соответствующая часть разума не функционирует в целом на физическом уровне сознания и только часть нервной оболочки пробуждена. Но даже когда часть разума остаётся пробуждённой во сне, она в состоянии сохранить точную запись истинных и действительно происходивших событий. Это не сон, а внутренние видения. Часть разума вытягивается в пространстве и времени или в другие миры. Другая часть находится “на часах” (дежурит), чтобы получать внутренние опыты от первой и сообщать их физическому сознанию. Сушупта Самадхи, третья стадия – это состояние, когда всё физическое сознание спит, по крайней мере, та часть его, которая принадлежит пробуждённому (внешнему) “я”. Когда мы находимся в глубоком сне, считается, что в нём ничего не происходит с нами, но это – заблуждение. Сознание действует (активно) всё время. Просто из него не доходит до физического разума никаких сообщений. В состоянии Сушупта Самадхи можно расширить (превзойти) пределы человеческого сознания и даже достичь сверхсознательного уровня. Всё, чего мы не в состоянии достичь в пробуждённом сознании, достижимо в нашем дремлющем-Я или спящем-Я. (Точнее, достижимо в той части сознания, с которой у нас есть хоть какая-то связь во время сна или связь с нашим внешним – Я полностью отсутствует во время сна). Самадхи – это средство расширения пределов нашего сознания. Мы в состоянии вступить во внутреннюю пробуждённость на стадии свапна и достичь планов существования, которые сейчас являются для нас стадией сушупта, привнести их на уровень стадии свапна и даже со временем на уровень пробуждённого (внешнего) сознания. В соответствии с существующей классификацией имеется несколько видов Самадхи такие, например, как Сатарка, в которой разум замкнут в себе на процессах размышления, представления и оценки; или Савичара, в котором разум не ведёт логических рассуждений, а только судит и воспринимает, и т.д. до Нирвикальпа Самадхи, в которой деятельность всех низших органов сознания прекращается и остаётся только сверх-сознательное переживание Брахмана. IV. Шарира Чатуштайя Арогья, Уттхапана, Саундарья, Ананда Арогья – состояние сущностного здоровья. Имеются три стадии: Когда человек здоров и это состояние нарушается только исключительными причинами, – очень сильным напряжением, таким как непрерывное воздействие холода или переутомления любого рода. Когда даже исключительные причины или большое перенапряжение не нарушают здоровья; это указывает, что имеется совершенная (полная) Арогья Шакти. Бессмертие тела. Уттхапана – состояние отсутствия (не существования) повода для воздействия физических сил. Также имеются три стадии: Когда присутствует великая сила, лёгкость и тело полно витальной энергии; это указывает, что тело полно Прана Шакти. Когда отсутствует физическая усталость, нет истощения умственного или нервного центров. Когда на вас не распространяется закон тяготения или другие физические законы. Саундарья – состояние физической красоты. Также включает в себя три стадии: Когда красота тела находится в сочетании с мелодичным голосом и выраженным очарованием во всём. Вечная юность. Когда черты лица и фигура могут быть изменены в форму совершенной красоты. Ананда, поступающая сюда, это Физическая Ананда или Камананда. Она многообразна: телесная, чувственная и др. V. Карма Чатуштайя Кришна, Кали, Карма, Кама Кришна – это Ишвара, наслаждающийся миром. Кали – это Шакти, исполняющая Лилу для наслаждения Ишвары. Карма – это Божественное Действо. Кама – это Божественное Наслаждение. VI. Брахма Чатуштайя Сарвам, Анантам, Джнанам, Анандам Брахма Сарвам Брахма – когда мы постигаем единое в универсуме. Анантам Брахма – когда мы постигаем Безграничную Силу и Качество, играющее во всех формах. Джнанам Брахма – когда мы постигаем сознание во всём, которое осознаёт всё. Анандам Брахма – когда мы постигаем в этом сознании наслаждение от всего (всех вещей). VII. Сиддхи Чатуштайя Шуддхи, Мукти, Бхукти, Сиддхи Шуддхи В каналах Праны – освобождает от Васаны или желаний, (в Пране) есть Асакти или привязанность, действие эмоции, например: “Я должен иметь это, я не могу без этого”; (там есть) Камана или страсть, действие желания, т.е. “Я хочу этого”; (в Пране есть) Рага-двеша или предпочтение, действие разума, т.е. “Я предпочитаю это”. С другой стороны, существуют не-привязанность, не-пристрастность или не-требовательность и не-предпочтение. Мы также должны избавиться от этих вещей (т.е. избавиться от двойственности). Когда мы осуществим эти три вещи, мы станем полной, совершенной Саматой. Тогда у нас будет естественно совершенный Шанти, т.е. совершенный Божественный Покой или совершенное Шуддха Бхога, т.е. Божественное Наслаждение. Шанти – это отрицающая (все беспокойства) Ананда и тот, кто это имеет, тот – Ниргуна Брахман. Шуддха Бхога – это утверждающая Ананда, и тот, кто имеет это, тот – Тригунатита Ананта Брахман. Наслаждайтесь миром (вселенной), как Шуддха Бхога, установив в себе Совершенный Шанти. Когда вы удовлетворяете свои желания, вы обретаете беспокойства, опасения, лихорадку страстей или (одним словом) ограничения, но Шуддха Бхога – спокоен, весь-само-обладание, победа, неограниченность, без пресыщения и отвращения, вечно блажен. Одной фразой – не Харша, не Сукха, но – Ананда. Он – Амрита, Божественность и Вечность, он становится одной природы с Богом. Нет Камы, но чистая Липса, бесконечная готовность принимать и наслаждаться всем тем, что даст Бог. В области Читты – освобождение от всех санскар чувств (привычных чувств). Мысле-импульсы поднимаются из Читты, как инстинкты, озарения, проницательность, интуиция и т.д. Во время подъема их “окрашивают” (к ним примешиваются) эмоции, их искажают ассоциации и фальсифицирует воображение, привлеченные их подъемом. Бхакти, гениальность, поэтическое вдохновение – все приходит из этого источника. Импульсы чувств имеются двух видов: естественные или вечные, искусственные или Викарас. Любовь, храбрость, сострадание – естественные и являются действием, вызванным Джнянам (Знанием). Ненависть, страх, отвращение – Викарас и являются искажениями или ответными движениями, вызванными Аджнянам. Импульсы, побуждающие к действию: (тот, кто) Шуддха Правритти – это действие, не зависящее от эмоций. У Ашуддха Правритти действия движимы двумя силами: желанием и эмоцией. Запрещать и отказывать с помощью воли всем движениям или речи, которые, возникая слепо от страсти или эмоций, появляются в сердце [на уровне солнечного сплетения – в области сердечной чакры]. В области Манаса – избавиться от привычных мыслей. Успокойте концептуальную активность Манаса и передайте в Буддхи, все, что воспринимает Манас (часть Пракамьи). Буддхи – очистить от рассуждения, воображения, воспоминания, логического умозаключения и заменить их божественными двойниками. Тело – избавиться от телесной нечистоты, болезней и т.д. и достигнуть Бессмертия. Мукти (освобождение) от (следующих) Дуальностей или Двандвас: В Пране – Кшутпипаса, голод и жажда; Шитошна – тепло и холод, удовольствие и боль в теле. В Читте – Прийаприйабодха – ощущение или чувства любви и ненависти; Мангаламангалабодха – осознание добра и зла, доброго и злого рока; Манапаманабодха – чувство чести и позора. В Разуме (т.е. Манасе и Буддхи) – Сатьясатья – знание истины и лжи; Папапунья – знание добродетели и порока. От Незнания и трёх гун: Саттва, там где Саттва – там просветлённость существа или Пракаши (свет), с ней приходят сукха или счастье; Саттва – полна Пракаши. Саттва в разуме – просветлённость ума; мы получаем знание. Саттва в Читте – чистая любовь; мы постигаем любовь. Саттва в теле – легкость, здоровье и т.д. Раджас – сущность желания и действия; Раджас – полон Правритти (силы, побуждающей к действию). Результат Раджаса – все виды боли, Духкха или Ашанти, беспокойство, нарушения равновесия, гнев. Тамас – Апракаша и Аправритти. Его результат – страх, бездействие, сонливость, невежество. Саттва должна быть заменена чистой Пракашей, Раджас – чистым Правритти, Тамас – чистым Шамой. Тогда не будет желаний и требования действовать, но только Божественный Импульс, который действует через нас – это Чистая Правритти. Когда нет Божественного Импульса, тогда – чистый Шама, Тапас или сила действия существа остается, но действия нет. Как только Правритти в ипостаси Божественного Импульса приходит и действует – вы действуете, тогда это чистый Пракаша в ипостаси Божественного Света, приносящий знание в сознание. Когда мы во всей нашей сущности не заинтересованы, мы – Шама, мы действуем только тогда, когда есть Божественное Побуждение, мы – Чистый Тапас. Сохраняя разум всегда не привязанным к его собственным мыслям и деятельности, ожидающим Свет сверху в состоянии максимально возможного покоя, мы получаем Пракашу. От Аханкары, от неведения, что мы – действующее лицо и т.д. Как только мы говорим: “Мне нравится это”, “Я не хочу того”, мы совершаем выбор и действие. Чтобы не происходило с вами, вы должны принимать и наслаждаться. Сместить Аханкару или идею Ахам (идею Я) идеей, что вы – Ишвара. Бхукти – это Восторг бытия собственного существования, независимо от любого переживания и пребывающего во всех переживаниях. Восторг имеет три формы: Расаграханам – пребывание Расы в уме: через телесные восприятия; от пищи; от окружающего; от чувств; от идей (мыслей). Бхога в Пране – это Бхога без Камы или наслаждение без желания. Ананда в Адхаре. Камананда – Физическая Ананда, например, Вишьяананда или удовольствие от переживаний. Премананда – Восторг от переживаний, утверждающих Любовь (Читта). Ахайтукананда – Восторг без всяких причин (Манас). Чидгханананда – Ананда Читты в человеке (объекте), переполненном гунами (Виджняна). Суддхананда – Ананда от переживания Красоты во всём (Ананда). Чидананда – Ананда чистого сознания без гун (Чит-тапас). Садананда – Ананда чистого бытия без объектов и переживаний (Сат). Сиддхи пяти Чатуштай. Брахма, Карма, Шарира, Виджняна, Самата. перевод Татьяны Рогачевой взято отсюда http://www.purna-yoga.ru/library/text/sa/sapta.php

amII: "Три формы дасьям теперь отчётливы и хорошо обозначены. Обычное дасьям является подчинением Божественному импульсу, которое само-избирательно и зависит от понимания Божественной воли индивидуумом и его согласия, его готовности подчиниться. Пуруша всё ещё карта и ануманта, слуга Господа, а не раб Его. Большим шагом, связывающим переход от простого к двойному дасьям является отречение от картритва абхиманы, посредством которого мы понимаем, что Пракрити является только исполнительницей всех наших действий, добровольных или вынужденных, от большинства преднамеренно согласованных усилий, даже до простейшего пустяка и в сознании мы воспринимаем импульс Пракрити в каждом физическом или ментальном движении. Сначала сознание имеет тенденцию к неверному делению, заявляя что движение само по себе – наше собственное, хотя определяющий импульс чувствуется как ведущий или как давление, происходящее от бесконечной Природы над или вокруг нас. Стирание этого деления означает дальнейшее ослабление обычного рабства и погружение в Божественное “рабство”. Но до тех пор пока ануманта сохраняет его абхиману и сохраняет его право на индивидуальное господство (Ишвары) над Пракрити, мы не перейдём стадию обычного дасьям. Поскольку между различными импульсами Пракрити мы имеем чувство выбора, активной и постоянной свободы, хотя мы выбираем то, что мы понимаем - должно быть волей Бога, но тем не менее, это ещё наш выбор, который определяет действие в адхаре, а не Его прямую и императивную Волю. В двойном дасьям, наоборот, нет активной и постоянной свободы, а только общая и отдалённая свобода, которая используется очень мало или только в исключительных случаях. Мы осознаём себя как Ишвару и ануманту, индивидуальную правящую и санкционирующую власть, хотя мы всё ещё имеем силу отказаться от нашей санкции на любой специфический импульс Пракрити, если захотим - но мы этого не желаем; мы не делаем выбора, мы не определяем, какова воля Бога и действуем поэтому или приказываем Пракрити действовать так в соответствии с ней, но оставляем всё на волю Господа; вся ответственность ложится на Него, а данный импульс Пракрити, выполняется или нет, – как выберет Он без нашего вмешательства. Если воля используется, то осуществляет это с помощью Пракрити. В тройном дасьям даже эта потенциальная свобода исчезает. Какой бы импульс бесконечной Природы ни пришёл, мы не смогли, если бы и захотели, вмешаться в него – не больше, чем лист, летящий по ветру - может сопротивляться этому ветру или мотор силе, которая движет им. Мы осознаём наше тело как целое и в его различныых частях, будучи движимые не волей в теле, а волей или силой вне тела; также как наши мысли, чувства, воля-сила. Каждая из этих (частей) стоит отдельно от других и управляется Природой. Воля волит и делает; воля не пытается определить действие, а оставляет действию (возможность) произойти или нет, как это угодно Природе; мысль думает и это осуществляется; она не пытается определить ни движение воли, ни движение действия; чувства одинаково живут для себя, атматрипта, не стремясь заставить действия, эмоции или мысль и чувства соглашаться. Необходимая гармония определяется Пара Шакти, которая движет нами, которую мы всегда чувствуем как Силу, ведущую нас. Но эта Сила, сама по себе, есть только инструмент сознательной Воли, ведущей её, – Воли или Анумати Пурушоттамы, который есть Парамешвара и универсальный Ануманта". Дневник Шри Ауробиндо, 1 июля 1912 года

amII: "Голод и жажда – только пережитки, не императив; они могут быть удалены с помощью воли, а не приёмом пищи".

amII: "19 ноября Указания. 1. Пассивность должна поддерживаться; не должно быть сделано ни одной попытки думать, судить, действовать, проявлять волю или самопроизвольно двигать телом; не должно быть сделано никакой попытки проверять или изменять любое знание, решение, действие, волю или движение, которое приходит само по себе; и так со всеми элементами сиддхи. 2. Будет обнаружено, что тогда сиддхи продвинутся в направлении к своему собственному совершенству без какой-либо помощи. 3. Что бы ни случилось – то, что кажется враждебным, должно быть принято как средство к успеху и осуществлению".



полная версия страницы